* 29-го марта магазин на Меркеля 11 работает в обычном режиме *

ВРЕМЕННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

ВРЕМЕННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

Воспитывать можно по-разному. Можно часами  бубнить одно и то же, назидательно вскидывая палец к верху. Можно гневливо кричать, искажая своё лицо некрасивыми гримасами. Можно молчать, днями игнорируя провинившегося. А ещё можно сказать всего несколько слов, но они попадут в самое сердце и дадут там добрые всходы, запомнившись на всю жизнь. Вопрос лишь в том, как найти те самые заветные слова. 


В школьные годы я очень много читала. Физически была слабенькая, бегать по улице не любила, предпочитала просиживать за книгой в уголке чердака за мешками, развешанными на верёвках ради просушки, и громадной серой паутиной, услужливо сплетённой «для конспирации». Паук мне, конечно, не нравился, но зато на чердаке меня никто не искал, и я могла спокойно предаваться любимому занятию.


Вообще-то послушной девочкой меня не назовёшь, жить хотелось своей волей. Чтение отлично развивает речь, и, следовательно, язычок у меня был подвешен удачно. Моя закадычная подружка находчивой не была, но зато ей не было равных физически. Поэтому мне поручалось словесно пощипывать тех, кто нам с ней не угодил, а она устраняла проблемы, когда дело доходило до потасовок.


Как-то раз одна из наших одноклассниц, придя в гости, стала с восторгом рассказывать моей бабушке про мои «подвиги». Мы с девчонками смеялись, будучи уверенными в том, что всё это очень весело, а бабушка всё больше и больше мрачнела. Она была уже в годах, совсем слабенькая, голосок дрожащий, двигалась с палочкой, как тень, медленно и бесшумно, в своих вечных валенках и зимой, и летом. Но тут вдруг голос её сделался сильным, уверенным, можно даже сказать, авторитетным: 


– Девочки, слушайте меня внимательно. Недоброе слово, которое вы обронили случайно, под плохое настроение, которое портится очень часто без причин, или ляпнули по своей глупости, убивает всё доброе в ваших жизнях. Вы обидели человека, и у него эта обида останется пятном на вашем образе. Если слова повторяются, появляется устойчивая неприязнь. Это обязательно ударит по вам бедой или неприятностью, и ударит в тот момент, когда вы не ожидаете. 


Вам это покажется несправедливым, необъяснимым. Вы станете роптать на судьбу, на Бога, на людей. И ваши распущенные языки будут только добавлять в копилку будущих скорбей. Жизнь ваша будет становиться всё хуже, а вы сами – всё противнее для окружающих. Запомните: никогда никого не обижайте словом. Не считайте злое слово пустяком: это страшный грех. Старайтесь думать над тем, как договариваться по спорным вопросам, а не грубить, не унижать, не допускать злых слов! Если Бог дал ума, будьте добрыми и интересными для окружающих, согревайте стылые души добрым словом. И тогда Господь вознаградит вас.


Бабушка заставила нас по три раза повторить её вразумление. Выслушала наше испуганное лепетание стоя, а потом в изнеможении рухнула на свою постель. Мы с одноклассницей быстренько улизнули от нашей «сердитки» и, разумеется, тут же забыли её воспитательный пассаж. А вспомнить пришлось. 


В воскресенье к нам пришла из соседней деревни родственница, ей нужно было за покупками в местный магазин. Позвала к ним за молоком. Дело хорошее, вкуснейшее, можно сказать. Я схватила бидончик и, невзирая на чёрную тучу на горизонте, поспешила с родственницей в деревню.


И вот в дороге нас застала жуткая гроза с сильнейшим ливнем. Стало темно и страшно. Земля, кажется, дрожала от невероятно ярких, в   каких-то голубых и сиреневых отблесках, молний.  Слева от тропинки какой-то небольшой светящийся шар в одно мгновение сжёг огромный куст. И всё это под проливным дождём! Много раз за свою жизнь я пересказывала эту грозу, но никто ничего подобного никогда не видел. 


Мы с родственницей плюхнулись в грязь на колени и в голос молились Господу о милости к нам. Что уж мы там говорили, не помню, очень было страшно. Точно обещали не грешить. И всё резко прекратилось. Опять же странно: гроза обычно уходит в сторону, и её отзвуки ещё долго слышны. А тут – в одно мгновенье наступившая тишина. Одно слово: ужас.


Я твёрдо решила свой язык прикусить. Сначала в классе не обратили внимания, мало ли, загрустил человек. Но тут у нас появилась новенькая. Причёсочка, идеальные для наших мест наряды, манерная, спортивная и очень злая на язык. Ох, и язва! Она как-то сразу выбрала объектом своих издевательств самых симпатичных девочек, не жаловала и меня. Некоторые мальчики подались к ней «в пажи».


В классе на моё долготерпение стали роптать.  Получалось, я виновата в том, что не защищаю своих. Подружка решила, что я «слиняла» перед более сильным противником, и сама принялась меня шпынять с досады. Я не выдержала и по секрету рассказала всё маме. А мама у меня из простых, грубоватых женщин. Она возмутилась «напридуманной ерундой» и велела «стоять за себя намертво, не быть размазней и не позориться». Я, конечно, немного посомневалась в правильности этого совета, но уж больно он пришёлся мне по душе: язык чесался утихомирить «язву».


Когда на следующий день я появилась в классе,  она сразу же направилась ко мне. Одноклассники  привычно ожидали её фурора и с ухмылкой поглядывали на «слабака» в моём лице. Я же, как в прежние времена, эффектно швырнула портфель на свою парту, максимально высоко и гордо подняла голову, наполненную изящными, но беспощадными подколками. Губы тронула тонкая ядовитая усмешка, и всё вернулось на круги своя. «Язва» в бешенстве попробовала даже меня царапнуть, но ведь у меня ж сбоку подружка, которая снова меня зауважала! Побеждать в словесных баталиях мне всегда нравилось, хотя втайне я боялась наказания от Бога. Но его всё не было и не было, и я потихоньку осмелела. «Праведность» моя улетучилась вовсе. 


«Язва» стала меня побаиваться, подхалимничала даже. Это была полная победа: теперь от меня уже и ёрничества не требовалось. Однако выяснилось, что за моей спиной она изощрялась так, что становилось тошно. Оставалось только удивляться тому, как это её откровенная ложь в мой адрес с такой лёгкостью приживалась в головах моих подруг, включая и тех, которых я спасала от её же нападок. Вот и пригодился урок моей бабушки: никогда не побеждай злословием, потому что это не победа, это отложенная беда.


Пролетело детство, за ним промелькнула своенравная юность, и вот она, взрослая жизнь. Защиты в лице крепкой подружки больше нет, нарвёшься – получишь в ответ. Я быстро поняла: пора избавляться от ставшего уже привычным злоречия, ведь так и в самом деле можно себе жизнь поломать. И снова пришло на память бабушкино вразумление. 


К тому же понадобился целый словарный запас добрых слов своим близким, о которых мне надо было теперь заботиться. Старели, становились восприимчивыми и обидчивыми мои родители; появилась своя семья, в которой надо было создавать уют; тёплой дружеской поддержке всегда радовались коллеги. Мало-помалу я научилась словом поднимать настроение окружающим, и это мне очень нравится. Слава Богу за всё, и Царствие Небесное бабушке, так кстати сказавшей тогда, может быть, самые важные для моей души добрые слова.    


Ирина Лисицына, специально для «Доброго слова», город Смоленск (Россия)