* 29-го марта магазин на Меркеля 11 работает в обычном режиме *

ДОМ НА КАМНЕ

ДОМ НА КАМНЕ

Вот что однажды довелось прочитать в криминальной хронике автору «Доброго слова»: «Жилец многоэтажного дома сделал замечание пьяному незнакомцу, дебоширившему в подъезде. Из-за этого злоумышленник избил потерпевшего и откусил ему часть уха». Как же нам, христианам, научиться жить в мире, который отнюдь не становится добрее, и не зависеть от сиюминутных настроений, и не терять самообладания, осторожности и благоразумия?


«Учитесь властвовать собою»

Эти бессмертные слова А.С. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин», которые Онегин говорит Татьяне, как нельзя более точно отвечают на этот вопрос. «Легко сказать «властвовать собой», – возразят некоторые читатели, но как это сделать?». Святые отцы указывают, что христианин должен отдавать себе отчёт в том, что изменчивость его настроений (во всей палитре, от кротости до гнева) – это нормальное состояние человека. «Немощь человеческая выражается, главным образом, в изменчивости, которой постоянно подвержено естество человеческое. После разумений духовных ум способен воспринимать помыслы нечистые и скотские. От ощущений святых чувство переходит к ощущениям плотским, низким. От мира, радости, ревности по добродетели переходит душа к смущению, печали, унынию. Это свойство изменчивости присуще естеству человеческому», – пишет преподобная Арсения Себрякова.


Самый сильный и поразительный пример изменчивости человеческих настроений даёт нам Евангелие, повествуя о том, как кричавшие: «Осанна сыну Давидову!», на другой день вопили: «Распни, распни его!». Но есть и бытовые примеры, которые мы наблюдаем каждый день. В известной песне культового ансамбля «Битлз» под названием «Yesterday», что в переводе значит «Вчера», поётся о том, как непохож последующий день на предыдущий: «Вчера мы так любили друг друга, а сегодня я ищу место, куда бы спрятаться от самого себя». У Марины Цветаевой есть стихотворение, которое гениально отражает парадоксальность человеческой натуры:


Мой день беспутен и нелеп:

У нищего прошу на хлеб,

Богатому даю на бедность,

В иголку продеваю – луч,

Грабителю вручаю – ключ,

Белилами румяню бледность.


Мне нищий хлеба не даёт,

Богатый денег не берёт,

Луч не вдевается в иголку,

Грабитель входит без ключа,

А дура плачет в три ручья 

Над днём без славы и без толку.


Не торопитесь сжигать мосты


Многочисленные вариации на тему «всяк человек – ложь» (Пс.115) можно найти и в рассказах о семейной жизни.


К примеру, находящийся в командировке муж присылает жене письмо со словами: «Ты должна понимать, что своей «кошачьей» любовью и попустительством просто убиваешь ребёнка. Немедленно прекращай!». В зависимости от своего настроения жена может воспринять эти слова совершенно по-разному. Скажем, сначала она увидит в них неприязнь и желание командовать, а через некоторое время, наоборот, любовь, боль и заботу. 


Те, кто общаются в социальных сетях, прекрасно знают: независимо от настроения пишущего, смайлик с улыбающейся рожицей всегда будет прочитан благожелательно, а потому активно используют этот приём для того, чтобы поддерживать мир с окружающими.


А вот личный опыт одной женщины, жены и мамы, который мы почерпнули на одной из страничек соцсетей: «Зная переменчивость наших настроений, – пишет она, – нужно выработать навык не сжигать под горячую руку мосты. Нужно понимать, что воздержание от скоропалительных решений – вот качество истинного воина. Ведь может статься, что человек сжёг мосты, а завтра ситуация изменилась. И именно этот «мост» ему может понадобиться, чтобы сделать для Господа какое-то доброе дело. Например, ты разругалась со свекровью в пух и прах, а на другой день тебя срочно просят помочь попавшему в беду брату или сестре. А сделать это можно только через свекровь, на которую ты вчера «спустила Полкана», вот ведь как бывает…». Здесь нелишне вспомнить наставление преподобного Иоанна Валаамского: «В гневе никакое дело не решай и разговор прекращай! Под влиянием гнева всегда согрешишь и скажешь неправильно!».


История про тёщу


А вот история, которую рассказал один бывший безработный по имени Кирилл: 


– Я  женился в двадцать четыре года. Жене, Татьяне, было двадцать два. Она была единственным и поздним ребёнком в семье профессора и учительницы. У нас сразу родились мальчишки-погодки, чуть позже – дочь.


Тёща ушла на пенсию и занялась внуками. У меня с ней были странные отношения. Я называл её только по имени-отчеству, Наталья Антоновна, она отвечала сдержанно-холодным «вы», называя меня всегда только полным именем. Вроде и не ссорились, но в её присутствии мне было холодно и неуютно. Впрочем, надо отдать должное, тёща никогда не выясняла отношения, разговаривала со мной подчёркнуто уважительно, а в моих отношениях с женой держала твёрдый нейтралитет.


Месяц назад фирма, в которой я работал, обанкротилась, меня  уволили. За ужином Татьяна обронила:


–  На пенсию мамы и мою зарплату долго не протянем, Кира. Ищи работу.


Легко сказать, ищи работу: целый месяц я безуспешно обивал пороги. Слава Богу, тёща пока молчит, но взгляды уже бросает многозначительные. Ещё перед свадьбой я нечаянно подслушал разговор между нею и моей будущей женой: 


– Таня, ты уверена, что это тот человек, с которым ты хочешь прожить всю свою жизнь?


– Мам, ну, конечно!


– По-моему, ты не осознаёшь всей ответственности. Ещё не поздно остановиться. Был бы жив отец…


– Мам, ну, хватит! Мы любим друг друга, и всё будет хорошо!


– А дети пойдут? Сумеет обеспечить?


– Сумеет, мам!


– Ох, смотри, не пришлось бы локти кусать!


«Настала пора кусать», – подумал я невесело. Тёща как в воду глядела! 


Домой идти не хотелось. Казалось, что жена утешает меня притворно, её мать вздыхает и молчит осуждающе, а дети спрашивают: «Что, пап, нашёл работу?» – с усмешкой. Смотреть на всё это было просто невозможно. 


Я прогулялся по набережной, посидел на скамейке в сквере и ближе к ночи поехал на дачу, где жила моя  семья с мая до осени. На даче горело одно окошко, в спальне Натальи Антоновны. Было совсем темно. Дрогнула занавеска, в окно выглянула тёща:


– Что-то Кирилла долго нет. Ты звонила, Таня?


– Да, мам, абонент не доступен. Наверно, опять не нашёл работу, вот и болтается где-нибудь.


Голос тёщи покрылся льдом:


– Таня, не смей в таком тоне говорить про отца своих детей!


– Ой, мам, ну, что ты, в самом деле? Просто мне кажется, что Кирка дурака валяет и работу совсем не ищет. Уже месяц, как сидит на моей шее!


Впервые за шесть лет я услышал, как тёща громко стукнула по столу кулаком и повысила голос:


– Не смей так говорить про мужа! Ты что обещала, когда замуж шла? Быть рядом и поддерживать!


Жена забормотала скороговоркой:


– Мамуль, прости. Ты только не волнуйся, ладно? Просто вымоталась я, устала. Прости, родная.


– Ладно, иди спать, – Наталья Антоновна устало махнула рукой.


Свет погас. Тёща прошлась по комнате туда-сюда, отодвинула занавеску, вглядываясь в темноту и вдруг, подняв глаза к небу, истово перекрестилась:


– Господи, Всемилостивейший и Милосердный, спаси и сохрани отца моих внуков, мужа моей дочери! Не дай ему, Господи, потерять уверенность в своих силах! Помоги ему, Господи, сыночку моему!


Она шептала и крестилась, а по лицу катились слёзы.


У меня в груди рос жаркий комок. Никто и никогда не молился за меня! Ни мать, строгая, даже суровая женщина, посвятившая всю себя работе в обкоме, ни отец, которого я плохо помнил: он исчез из моей жизни, когда мне было всего лишь пять лет. 


Жар разливался, поднимаясь всё выше, заполняя все внутренности и вырываясь наружу непрошеными слезами. Я вспомнил, как по утрам тёща вставала раньше всех и пекла пироги, варила вкуснющие борщи, ухаживала за нашими детьми, убиралась в доме, что-то сажала на грядках, варила варенье, заготавливала на зиму хрустящие огурчики и капусту. 


Почему я никогда этим не интересовался? Почему ни разу не похвалил? Мы с Татьяной просто работали и рожали детей, считая, что всё так и надо. Или это я так считал? Вспомнилось, как однажды мы всей семьёй смотрели по телевизору передачу про Австралию, и Наталья Антоновна обронила, что всю жизнь мечтала побывать на этом загадочном континенте. А я схохмил, что там слишком жарко и даму в ледяном панцире не пропустят…


Я  ещё долго сидел под окном, обхватив руками голову.


Утром я вместе с женой спустился к завтраку на веранду. Окинул взглядом стол: пышные пироги, варенье, чай, молоко. Дети с улыбками на лицах и радостью в глазах. Я поднял глаза и нежно сказал:


– Доброе утро, мама!


Тёща вздрогнула и, чуть помедлив, ответила:


– Доброе утро, Кирюша!


Через две недели я нашёл работу, а через год отправил Наталью Антоновну на отдых в Австралию, несмотря на её бурное сопротивление. 


Если кажется – крестись!  


Как видим, герой этой истории, Кирилл, будучи угнетён потерей работы, нафантазировал себе кучу страшилок по поводу тёщи. Однако все они оказались пустыми домыслами. Как же избежать ошибок в оценке другого человека, сделанных по настроению? Есть у нас замечательная пословица: «Если кажется – крестись!». Она говорит о том, что, если мы будем поступать по заповедям Христовым, прежде помолясь, то никогда не преткнёмся и не ошибёмся. «Блажен человек, которого сила в Тебе, – говорит, обращаясь к Господу, святой пророк Давид, – и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, он открывает в ней источники, и дождь покрывает её благословениями» (Пс. 83-17). Есть заповедь: «Как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Хотим ли мы того, чтобы нас подозревали в том, чего на самом деле нет? Конечно, не хотим. Значит, прежде чем возводить напраслину на другого просто потому, что нам так кажется, испытаем этого человека, хорошенько проверив все сопутствующие обстоятельства. 


Предупреждён – значит вооружён


Мы живём в мире, где, как говорится, каждый «сам всё про себя понимает» и «никто никому ничего не должен». В этом мире разрушаются традиционные иерархические связи и авторитеты, учёные называют этот процесс умными словами «социальная атомизация». А общество потребления, направленное на чрезмерное удовлетворение собственных потребностей, порождает крайний эгоцентризм. 


Новый Завет давно предупреждал нас о том, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Поэтому так необходимо нам сегодня постоянно обращаться к мудрости Святого Писания и Предания святых отцов. Вспомним, что Антоний Великий наивысшей добродетелью христианина называл рассуждение. А известный подвижник благочестия Иоанн Крестьянкин писал: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий с рассуждением и советом». Наше православное рассуждение зиждится на исполнении заповедей Христовых, а не на том, что нам кажется по тому или иному настроению. Как сказал Христос: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому  что основан был на камне» (Мф.7:24).


Вера Губина, прихожанка Лиепайского Александро-Невского храма