ЭТО КРУЧЕ АЙФОНА

ЭТО КРУЧЕ АЙФОНА


Рассказ основан на реальных событиях, которые, впрочем, могут ещё не раз повториться.


Это было особенное время, когда Стёпка приходил домой со школы и знал, что не включит свой любимый «комп» и не поиграет. И это уже стало привычным делом, когда семья, кроме папы, правда, входила в Великий пост.  


Стёпка учился неплохо: ученик 5-го класса гимназии, да ещё с математическим уклоном – это вам не хухры-мухры! Но он справлялся, как мама говорила, дай Бог каждому. Азы Православия постигал в воскресной школе. Батюшка, отец Александр, человек очень добрый, рассказывал интересно, но иногда не совсем понятно, становясь задумчивым, будто пристально вглядывался внутрь самого себя. Но занятия Стёпка не пропускал. 


Ещё когда Стёпа был совсем маленьким, ему в воскресной школе объяснили, что за Великим постом придёт Страстная седмица, в самом конце которой – Светлое Христово Воскресение, Святая Пасха. Так говорила и бабушка Аня, которая уже пятый год водила внука в воскресную школу. 


Многое уже Степан понимал. Ему было интересно на занятиях не только потому, что были вкусняшки и чай после каждой Литургии, где ученики школы вместе исповедовались и причащались. Было здорово читать рассказы о святых, о жизни Христа, обсуждать прочитанное с друзьями и ездить в паломнические поездки. А главное, здесь ребят изнутри объединяло нечто глубокое и поразительное, названия чему Стёпка подобрать пока не мог.


Этот Пост был каким-то особенным: многое хотелось сделать, но более всего хотелось рассказать другим о Христе. Но в обычной школе особенно не расскажешь, дома тоже приходилось говорить с оглядкой: папа, хоть и неплохой человек, а был далёк от веры. В общем, сложный предстоял Стёпке пост. Будто почувствовав это, отец Александр, как никогда прежде, строго сказал:


– Ребята, мы скоро встанем на четвереньки и поползём, если не научимся читать книги. Делать в Великом посту можно много добрых и полезных дел, но мы на сей раз уделим внимание общению. Соберёмся и отправимся в поход, но не в обычный, а в какой, я вам позже расскажу. И вот ещё что: я подобрал несколько книг и даю вам задание прочитать их обязательно. Четыре седмицы – четыре книги. Каждое воскресенье за чаем обсудим, что понравилось, а что нет, что актуально и чему учит книга. 


– Я читать не люблю, – тихо сказала Даша, но все как-то услышали, и поднялся смех. Даша покраснела и стала оправдываться:


– Нет, правда, я, когда читаю, не могу думать о том, что читаю. Перечитываю, перечитываю, а сама думаю о математике, о танцевальном кружке. Так почитаю минут десять и всё, больше не могу. Неинтересно.


– Зато честно призналась, – отметил отец Александр. – Вот и начнём собирать мысли, а то они у нас ходят-бродят, где хотят. А в поход отправимся накануне Марииного стояния. Кто знает, что это?


– Я, – робко ответил Степан, – бабушка говорила, что это стоять надо в день Преподобной Марии Египетской и весь Канон Андрея Критского читать.


– Здорово, только не просто читать, а молиться надо! Вот книги осилим и будем учиться молиться. А пока, ладно, хотя бы читать, – тихо, почти про себя, сказал отец Александр, смотря опять «глазами внутрь себя».


– А поход будет необычным вот почему, – сделав паузу, он вроде как вернулся к своим юным собеседникам. – Есть храм Святой Троицы, он недалеко, километрах в пяти от города. Он ещё до революции был построен. В тяжкие времена его закрыли, но он чудесным образом сохранился. Вот и нужно немного потрудиться во славу Божию и привести его в порядок, насколько это возможно, а там как Бог даст.


– Я не могу, – застонала Валя, – мне тяжёлое нельзя поднимать.


– Я тоже, – Захар опустил голову, – днюха у друга, ну, день рождения. Но, может, как-нибудь...


Первые недели поста оказались особенно трудными. Читали рассказы Антона Павловича Чехова и Фёдора Михайловича Достоевского. Со второй книжкой Стёпка не справился, но всё же кое-что понял, особенно после того, как отец Александр «перевёл». Труднее всего оказались длинные предложения. В школе привыкли и с друзьями тоже: «ок» – и всё понятно, а тут приходилось вдумываться. Тяжело без привычки. 


Но вот и время похода подошло. Взяли рюкзаки, в них бутерброды и термосы с чаем. Вася даже гитару прихватил и всё повторял: «Я не умею, так, для себя», а сам играл и пел, как певец Игорь Николаев. Девчонки, конечно, ныли: идти пришлось долго, но справились. Отец Александр называл ребят «скаутами» и улыбался как-то необычно часто.


Наконец вышли за город. С пригорка показалась красная кладка хорошо сохранившегося храма. Местные жители тоже собрались, принесли с собой грабли, лопаты. Дружно приступили к работе: убирали сухие сучьи и ветви, очищали дорожки, которых почти не было видно из-за старой сухой травы. Зато после уборки появилась, будто ниоткуда, мощёная дорожка и повела к самому храму. 


Когда вошли в храм, то увидели иконостас и несколько икон на стенах. Оказывается, это отец Александр заблаговременно оповестил народ, что после долгого перерыва на Пасху тут будут служить молебен, вот люди свои иконы и принесли. Каждому охота свою церковь неподалёку от дома иметь, оттого и постарались.  


Целый день работа кипела, а потом вечером бабульки не то, что просто угощения принесли, а настоящий пир устроили, и так радостно было на душе, что невозможно описать. Все ходили какие-то особенные, и не было ссор, просто чудо Божие. На обратную дорогу для ребят был заказан небольшой автобус. Уезжая, они всё оборачивались, чтобы ещё разок взглянуть на храм. 


Так прошёл Великий пост: в трудах, в чтении и обсуждении книг. А на самой Страстной седмице отец Александр с особенной радостью сказал:


– Ну, ребятки, потрудились мы чуток, и помогли нам малёк. Приглашаю всех на молебен в наш Свято-Троицкий храм! 


…А потом, уже после службы, восторженный Стёпка всё повторял: 


– Это было самое прекрасное, что я чувствовал в своей жизни. Это, бабуль, даже круче, чем когда мне подарили айфон! 


– Ну да, ну да, – бормотала довольная бабуля, опытная христианка, желающая внуку только самого доброго, а главное – быть с Богом.


– Только на завтра в школу уроки-то сделал? – спросил вдруг строго, но как-то и необыкновенно ласково папа, который сегодня впервые в жизни пришёл с семьей в храм. 



Татьяна Миезе, прихожанка Рижского Кафедрального собора Рождества Христва