«УГОЛОК РОССИИ, ОТЧИЙ ДОМ…»

«УГОЛОК РОССИИ, ОТЧИЙ ДОМ…»


Прикоснуться к Православию, лучше понять свою веру – вот цель путешествия автора «Доброго слова» в Псковскую область.


В путь-дорогу

Мы с женой легки на подъём. Скидываем груз повседневных дел на потом, а вещи – в рюкзак, садимся в автомобиль и едем. Нам нравится быть вдвоём, рассматривать пейзажи за окном, встречаться с интересными людьми и обсуждать новые впечатления. На сей раз наш маршрут: Псков – Печоры – Изборск. 

Оказывается, Псков совсем рядом с нами, и, если бы не досадное препятствие в виде границы, можно было бы позавтракать в Риге, а пообедать уже в Пскове. Экскурсия по городу по нашим меркам оказалась совсем не дорогой и вышла бы ещё дешевле, если бы не скобарская особенность не давать сдачи: на Псковщине мы не раз столкнулись с этим «интересным приёмом» розничной торговли местных жителей. 

Впрочем, эти неловкие моменты с лихвой компенсировались откровенными разговорами с продавцами в магазинах, тётушками в церквях и обычными прохожими. Открытость россиян не то чтобы шокирует, но их готовность выложить первому встречному всё, что накипело на душе, несколько озадачивает. Для нас это непривычно.

Псковские святыни

Первая церковь, которую мы посетили на Псковской земле, была церковь св. Козьмы и Дамиана. Изумительно красивый, стройный и изящный храм XV столетия стоит на высоком берегу реки Псковы. Храм в псковском стиле: основное здание в форме куба с цилиндрическим основанием купола и самим куполом посредине, по бокам «куба» идут массивные, приземистые приделы с треугольными крышами. 

Мы зашли в церковь; с улицы она казалась огромной, а внутри места совсем не много. Приделы напоминали скорее моленные комнаты, а рядом с алтарём, кроме священника, поместится хорошо, если человек двадцать. К нашему появлению как раз заканчивалась служба, мы неловко потоптались на входе, не решаясь нарушить её ход, и вышли, но тут одна из женщин позвала нас подойти к елеопомазанию, что мы и сделали.

Затем мы отправились в Псковский Кремль. Самым значительным сооружением здесь является Свято-Троицкий кафедральный собор. Издревле Троицкий собор был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Для псковичей он имел то же значение, что и Софийский собор для новгородцев. Призыв: «Постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом псковичи приписывали не себе, а исключительно милости Святой Троицы. 

В собор ведёт мощная широкая и длинная лестница, что правильно с точки зрения подготовки к встрече с центром русской духовности, к службе и молитве. Шла служба, храм был полон, и на нас, пришедших в неурочный час малоподготовленных паломников, поглядывали неодобрительно. 

Собор поразил объёмом, высотой, обилием света и замечательной соразмерностью. Иконостас и иконы относятся к рубежу XVII-XVIII веков, но есть и более древние (XV-XVI века), например, Чирская икона Пресвятой Богородицы с клеймами, образ Всеволода-Гавриила, изображённого с моделью Троицкого собора в руке, икона Николая Угодника. Уникален Ольгин крест, созданный в 1623 году по образцу более древнего. 

От храма к храму

Выйдя из Кремля, мы продолжили знакомство с городом. По дороге экскурсовод объяснил, почему старинные псковские церкви не рассчитаны на большое количество прихожан. Оказывается, со времён Псковской Республики существует традиция: каждый городской квартал строил собственную церковь, это считалось престижным и подчёркивало зажиточность и самостоятельность его граждан. 

По ходу нашей прогулки мы услышали о знаменитых людях Пскова, планах города по сохранению духовного наследия предков. Государство выделяет огромные средства на реставрацию памятников старины, но нерешённые вопросы собственности, отсутствие комплексного плана развития города, некомпетентность чиновников мешают Пскову быстрее принять вид, достойный русского духовного центра.

Так, за разговорами, мы дошли по набережной до собора Рождества святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Храм домонгольской постройки (возводился в 1119-1139 годах), без всяких украшений на фасаде и стенах, «вросший» в землю на полтора метра – культурный слой. Внутри белёные стены, которые за 900 лет своей истории видели всё: радость и горе, верность и предательство, чудесные исцеления и мор, пожары и возрождение из пепла. Из этой церкви провожали ратников на войну, новопреставленных – в последний путь, тут крестили младенцев, тем самым давая им путеводную нить в жизни, благословляли молодожёнов, чтобы шли по жизни вместе долго и счастливо... Мы поставили свечи, помолились немного и пошли дальше своей дорогой.

Знакомство с Псковской землей продолжилось на следующий день: мы проехали больше 300 километров, посетили Спасо-Елеазаровский женский монастырь, собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в Гдове, церковь Илии Пророка на реке Великой, в месте, где находилось родовое гнездо княгини Ольги, Свято-Успенский Псково-Печёрский мужской монастырь и окрестности Изборска. Многовато для одного дня, но впечатления не свалились в голове в одну кучу и не смазались в одно разноцветное пятно. В маленьких церквях мы беседовали со свечницами, в больших монастырях осмотрели редко посещаемые достопримечательности, а в Изборск вообще влюбились с первого взгляда. Но обо всём по порядку.

Опорный край державы

Недалеко от Пскова, на вершине Соколиной горы, где отлитый в бронзе святой Александр Невский со товарищи охраняет Русскую землю, мы кратко помолились о воинах, многие столетия защищавших свою землю от жадных до чужого добра европейцев. От монумента, с самого верха горы, Псковщина видна на многие километры.

Взяли курс на север области. После получаса езды по типичному российскому шоссе добрались до Спасо-Елеазаровского женского монастыря. «Какая красота!», – такова первая эмоция человека, входящего в ворота в невысокой стене, окружающей монастырь. Снаружи хаотичная парковка прямо на траве у стены, через дорогу безвкусные рекламные надписи, слоняющиеся вдоль дороги неопрятные ряженые казаки, какие-то лавки, сараи… А внутри –сверкающие на солнце купола, роскошные клумбы, подстриженная травка, белоснежные здания. Всё иначе, всё по-другому! Сказал бы – Европа, но нет, самая что ни на есть Россия, только Россия любимая и потому ухоженная. 

Вошли в храм Трёх Святителей. Внутри сестры деловито пылесосили дорожки, протирали утварь, нас с экскурсоводом попросили помочь перенести лавки и аналой. Интерьер храма типичен для псковских церквей: маленькая центральная часть и большие, похожие на залы, боковые приделы. Пока мы носили лавки, на нас с иконостаса смотрел лик Христа с чудотворной иконы «Спас Всемилостивый». Честно говоря, я оценил сложность положения церковных тружеников: с одной стороны, они вдохновляются в храме молитвенным духом, с другой – вполне обыденно обеспечивают здесь чистоту и порядок. Непросто это совместить.

В монастырском парке, недалеко от храма Трёх Святителей, висит большая бронзовая доска с изречением «Москва – третий Рим и четвертому не бывать». Но если Москва – это центр православного мира, то Псков, как добавил наш экскурсовод, – центр русской духовности. Забегая вперёд, скажу: по итогам поездки эта добавка показалась вполне правомерной. Возьму на себя смелость утверждать, что вопреки всем войнам, властям и самой природе именно на Псковщине сохраняется корень русской цивилизации. И это тем очевиднее, чем дальше мы, живущие в инославном окружении, удаляемся от неё.

Радушные люди Псковщины

Мы никогда раньше не были на Чудском озере, поэтому экскурсовод предложил посетить Гдов. Город находится рядом с озером и в 120 километрах от Пскова. Положа руку на сердце, смотреть там особенно нечего. Впечатление, что ехали всё-таки не зря, создала беседа со свечницей в соборе в честь иконы Пресвятой Богородицы «Державная», что на территории Гдовской крепости. 

Вообще теснота в псковских церквях располагает к общению. От местной жительницы – высокой, статной дамы – мы узнали историю храма, а потом разговор как-то незаметно перешёл на глобальные темы. Наша собеседница уверенно заявила, что скоро наступит конец времён и мировой заговор погубит Россию. Мы же, чтобы не усугублять, отвлеклись на обсуждение тем более близких: завели разговор об отце Данииле Сысоеве, старце Иоанне Крестьянкине, с которым, как выяснилось, лично общался наш экскурсовод. Вскоре распрощались и на обратном пути выехали на берег Чудского озера, огромного, как море. 

Неподалёку от Пскова, километрах в десяти от города, на берегу реки Великой экскурсовод показал нам место, где много сотен лет назад находилось родовое поместье княгини Ольги. Святая равноапостольная Ольга особо почитается на Псковщине. 

На месте, где, по преданию, Ольга перевозила князя Игоря через реку, стоит небольшая церковь Илии Пророка: и сам храм красив, и вид на реку с церковного двора чудесен. А разговор с местной свечницей можно свести к одной высказанной ею фразе: «Лишь бы не было хуже». Радушная свечница, узнав, что мы издалека, подарила иконку с пожеланием счастливого пути. Начавшийся было дождь закончился, появились солнце и чувство голода. В душе царило умиротворение от радушия встреченных людей, красоты пейзажа и наладившейся погоды. 

В Псково-Печёрском монастыре

Печоры. Что сказать о них? Там находится Свято-Успенский Псково-Печёрский мужской монастырь, богослужения в котором не прерывались со дня его основания, а это 1473 год. Не стану подробно описывать это чудо природы и человеческого труда, а поделюсь своими наблюдениями и мыслями. 

Во-первых, служба в Михайловском Соборе. Голоса батюшки и хора транслировались через усилители по всей верхней территории, что необычно и в сочетании с мощными стенами монастыря создало потрясающее ощущение, будто мы вынырнули из потока Времени и отдыхаем на высоком берегу острова под названием Православие. 

Во-вторых, краски. На входе в белоснежный собор толпились одетые в чёрное монахи. За ограждением прыгали рыжие белки. Мы спустились вниз и только дивились разнообразию цветов, в которые окрашены фасады зданий. 

В-третьих, дорога наверх, к собору. Как сказал экскурсовод, этот подъём называется «дорога в рай». Подъём довольно крутой и заканчивается в арке ворот, на стенах которой расположены огромные иконы, написанные так, что, проходя мимо, забываешь об усталости. И действительно, дорога к Храму должна вести человека вверх. 

В-четвертых, крепость. Толщина и мощь стен сторожевых башен внушает уважение к их создателям. Я специально переспросил, кто строил, экскурсовод заверил, что псковские мастера. Если сравнивать с остатками немецких замков на территории Латвии (они строились примерно в то же время), русские оборонительные сооружения выглядят предпочтительнее. В последние десятилетия русских людей приучили к мысли, что они ничего не могут без иностранцев, что все их достижения заимствованы. Убедительный аргумент в пользу обратного – комплекс Псково-Печёрского монастыря. Наши предки были в своё время на передовом уровне европейской цивилизации, неужто мы хуже их?

В-пятых, контрасты. Я уже отмечал выше, что существует «две России», а может, и больше. Печоры – обычный провинциальный городок, довольно неухоженный. А заходишь в монастырь – чистота и порядок. Разница прямо бьёт в глаза, а ведь православные люди живут и в городе, и в монастыре.

Здесь жили кривичи

Из Печор поехали в Изборск. По пути на краю дороги видели Священный Холм с часовней. По проекту писателя и публициста Александра Проханова для возведения этого Холма была взята земля из исторически-значимых мест Псковской области: Труворова городища, Свято-Елиазаровского монастыря, Пушкинских Гор. Создание Священного Холма связано с созданием современной идеологии в России, и его «задача» – скреплять единство страны. 

В Изборск приехали засветло, а уезжали в полной темноте: это место – обязательное для посещения. Даже если вы не любите историю, грандиозная, не побоюсь этого слова, изборская крепость поражает воображение. А водопад «Двенадцать апостолов», воды которого стекают в аккуратное озеро с лебедями, вообще достопримечательность мирового уровня. Труворово городище любопытно посетить знатоку русской истории, а пейзаж, открывающийся оттуда, потрясает: с высокого холма на крутом берегу открывается не посконная, а исконная Русь! 

Дома на песке не строят

Последний день мини-отпуска. У нас оставался ещё один пункт в программе путешествия: знакомство со Спасо-Преображенским Мирожским мужским монастырём. Увы, был понедельник, и собор Преображения Господня оказался закрытым. 

На территории монастыря находится необычная надвратная церковь, иконостас которой, из дикого камня, выполнен с большим вкусом и стоит того, чтобы подняться наверх по узкой деревянной лестнице. 

Свечница, оказавшаяся «по совместительству» учителем рисования, провела для нас целую экскурсию, уделив большое внимание технике написания икон и истории создания каменного иконостаса. 

Мы прошли по тихой монастырской дорожке и окунулись в шум современного Пскова. Плохо или хорошо, быстро или медленно, но город растёт, и это остановить невозможно. Говорят, что нельзя идти вперёд, если смотреть назад. Это так, но мы, наследники тысячелетней культуры, не вправе забывать достижений своих предков. Ведь дома на песке не строят. И ещё иногда полезно задуматься: а что же мы оставим своим потомкам?


Андрей Дементьев, прихожанин Рижского Кафедрального Христорождественского собора 


По благословению Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, паломнический центр «Putņiks» организует поездки к святыням Пскова и по другим маршрутам. 


Телефон: (+371) 67240330

е-mail: palomnik@putņiks.lv

www. palomnik.lv