ВЫБОР

ВЫБОР

Я шёл через парк, что неподалёку от нашего дома, и любовался красотой золотой осени. «Здравствуй», – негромко произнёс мужской голос рядом. Оказалось, это мой знакомый, с которым уже давно не встречались. Было неловко: я слышал, что месяц назад он похоронил отца, и мать его тяжело болеет, и совсем не представлял, с чего начать разговор. Обменялись рукопожатием, и знакомый предложил присесть на скамейку и немного поговорить.


– Ты же ходишь в храм, – начал он, – ты из тех людей, которые меня поймут. 


И рассказал мне историю своего отца. По убеждениям это был человек, допускающий существование Бога, он даже крестился в Православной Церкви, однако на службы не ходил и смысла церковных Таинств не понимал.  


– Теперь, когда уже прошло время, я оглядываюсь назад и понимаю, что Господь до самого конца звал папу к Себе, но тот, увы, не услышал Его зова, – вздохнул мой знакомый. – Примерно за полгода до смерти отцу понадобилась операция. В это же время слегла мама, и я пригласил священника к нам домой. Пособоровав и причастив маму, батюшка обратился к отцу: «Вижу, вы не здоровы, – сказал он, – может быть, вы тоже хотите исповедоваться и причаститься?». Но папа только улыбнулся и ответил: «Спасибо. Я ещё поживу, мне ещё рано…». С чего он взял, что соборованием и причащением человека подготавливают к смерти, не знаю. Я уж и объяснял ему, и просил, и уговаривал, но всё было тщетно. 


После операции папа лежал в больнице, а – вот уж где очевиден Промысл Божий! – в соседней с ним палате лечился другой священник, которого я хорошо знал и у которого не раз бывал на службах. Я сказал об этом папе, но тот лишь усмехнулся: «Видишь, болеет твой батюшка, а ведь он-то наверняка причащается! Видать, не помогает?». Я вновь объяснил отцу смысл Таинства и вновь встретил полное непонимание. 


В третий раз я заговорил с ним о необходимости причаститься перед своим отъездом в командировку. Я уезжал всего на неделю, а папа ложился в клинику: по его словам, нужны были небольшие медицинские манипуляции после операции. Но мало ли что? «Давай договоримся так, сынок, – уже с некоторым раздражением сказал он. – Предложишь мне всё это, когда буду умирать. Вот тогда я и исповедуюсь, и причащусь, и сделаю всё, что вы там у себя в храмах проделываете. А сейчас мне предстоит всего лишь «мелкий ремонт» организма. Поезжай и ни о чём плохом не думай».


И я уехал. А через два дня мне позвонили с сообщением, что папа умер в больнице. Мама из-за своей болезни была уже не в себе, меня рядом не было, а остальные родственники у нас неверующие, так что предложить папе позвать священника было просто некому. Врачи сказали, что он мог бы ещё пожить, что его диагноз не предполагал смертельного исхода на этом этапе болезни, просто почему-то вдруг не выдержало сердце.

 

Воистину, «не знаете ни дня, ни часа» (Мф. 25:13). Трижды Господь предлагал человеку мирно войти в Царство Небесное, но, к великому сожалению, он не внял столь явному проявлением милосердия Господа нашего Иисуса Христа. Он сделал свой выбор и умер без покаяния и причастия, было только отпевание в церкви. 


– Ты знаешь, – помедлив, вновь заговорил мой знакомый, – я всё равно уповаю на милость Божию и постоянно подаю о папе записки в разных храмах, молюсь дома и прошу молитв о нём. И ты, пожалуйста, тоже помолись и, если сможешь, то и других людей об этом попроси.  


Я пообещал. И теперь прошу тех, кто читает эти строки, помолиться об упокоении раба Божия Димитрия. Пусть Всемилостивый Господь простит его и сделает прямыми и наши пути, ведь каждый из нас делает свой выбор, за который потом понесёт ответственность в жизни вечной. Пусть этот выбор будет правильным!


Олег Дедов